Каков твой уровень компетентности

Как чувствуют себя профи?

Согласитесь, что человек имеющий завод, яхту, крупный банковский счёт и многое другое, очень сильно отличается от человека сидящего целый день в офисе и Живущего От Зарплаты До Зарплаты. В их сознании совершенно разный набор знаний и отношение к вещам, идеям, работе, организации своего труда совершенно разный (к людям отношение может быть и одинаковым).

Есть люди, которые рады бы и в офисе посидеть, да приходится на стройке бетон месить, либо делать другую тяжёлую или грязную работу. В их представлении — зарабатывание денег — это тяжкий труд и чтобы иметь этих денег много, нужно и работать тяжело и много. Но так ли это? От чего же зависит где и кем нам быть?

Некоторые люди сетуют на злую судьбу, долю, окружение из воров и дармоедов, или трудные обстоятельства, из-за которых из жизнь не сложилась, но в реальности, обстоятельства и всё прочее тут не при чём. Есть люди, которые, попадая в любые обстоятельства меняют их. А есть такие, которые и не теряют, но и приобрести ничего не могут.

Разберём, что же влияет на наше место в обществе и материальное состояние. Скажите, когда вначале речь шла о состоятельном владельце заводов, домов, пароходов, у вас какое было чувство? Что это что-то далёкое и не про меня, из каких-то фильмов или другой страны? Или у вас появилось отрицательное чувство, что это про какого-то нечестного политика или банкира? А, может быть вы просто сладко вздохнули, что хотелось бы так жить, но это фантастика?

Ваша реакция на любую роль человека в обществе, его материальное или семейное положение, действительно, является реальным показателем того, насколько вы сами близки к тому или иному положению. Насколько сознательно или бессознательно отгораживаете себя от определенной роли.

Иллюстрация и перечисленные ниже состояния компетентности показывают на каком уровне достижений в своей жизни находитесь вы.

Каков твой уровень компетентности

I. Бессознательная некомпетентность

Компетентность — это набор знаний в какой-то области. Конечно же, от рождения люди не компетентны ни в чём. Знания нужно приобретать. От уровня компетентности, а следовательно от желания учиться, зависит наша жизнь. Начнём с простейшего уровня — ничегонезнания и ничегонеделания, под названием бессознательная некомпетентность.

На уровне бессознательной некомпетентности человек даже не подозревает, что он чего-то не знает. Ему даже не приходит в голову мысль, что вообще существует, допустим, такие области знаний, как: фриланс, инвестиции, психология, профориентация, продвижение, seo и многое другое. То есть куча всего такого, о существовании чего он вообще никогда даже и не узнает.

Представьте, что вы никогда не видели лягушку и ни от кого не слышали о ней. Но это же не говорит о том, что её не существует. В мире много наук и отраслей наук и производства от которых многие и не догадываются.

Когда вы были детьми, возможно, вы приходили на работу к родителям, но не понимали, что означает эта куча исписанных бумаг на столе. Вы могли бы их порвать, изрисовать, сделать самолётик и так далее, но ни за что не догадались бы о том, что в них есть важная и ценная информация, от которой зависят многие люди. Не говоря уже о том, чтобы воспользоваться этой информацией.

Вот этот уровень, самый первый и низкий, и называется бессознательная некомпетентность. Интересно, что на нём находится очень большое количество взрослых, думающих, что проблемы должны решаться, отношения налаживаться, работа находиться и так далее — сами собой, ну или в крайнем случае можно потрясти родственника, мужа, родителей и т.п., а они решат, дадут, найдут, позаботятся.

II. Сознательная некомпетентность

Вы понимаете, что есть многое, чего вы не знаете. Хорошо осознаёте, что во многих областях совсем ноль или близко к тому. Есть области знаний, которые вы могли бы освоить, но не знаете, нужно ли, не хотите напрягаться.

Чтобы проиллюстрировать это, представьте, что хотите стать моложе и бодрее, хотите избавиться от усталости, повысить иммунитет и понимаете, что для этого вам явно не хватает знаний. Нужно покопаться в литературе, разобраться в каких-то процессах, которые происходят в организме, понять что вам изменить в жизни и так далее, но вы не знаете, с чего же начать. И эта растерянность не даёт возможности двигаться вперёд.

3. Сознательная компетентность

На этом уровне, вы отчётливо осознаёте каких конкретно знаний вам не хватает. Вы уже поняли, что надо менять, а что конкретно, ещё выглядит очень туманно в вашем сознании. Если продолжить пример выше, то вы приняли конкретное решение: начали с изучения состояния вашего здоровья и исследований жизни долгожителей.

Вы изучаете материалы осознанно. Посредством сознательных усилий и последовательных действий, вы получаете желаемый результат — определенные знания. Пробуете применить знания, видите результат и внедряете эти знания в сад жизнь. К примеру, вы изменили режим и качество питания, режим сна, нашли полезные упражнения и так далее. Чтобы это всё делать, вам приходится ставить напоминания в будильник, делать записи и так далее.

4. Бессознательная компетентность.

Хотя выглядит это словосочетание не очень и слишком уж похоже на первое, но оно находится совсем на другом полюсе. Можно сказать, что это отработанные полезные привычки, без которых человек уже не представляет своей жизни.

Вы забываете или просто не задумываетесь, что вы что-то знаете. Часто вы действуете не задумываясь, как на автопилоте. Это происходит оттого, что некоторые действия повторяются вами настолько часто, что вы начинаете выполнять их автоматически. Большинство наших ежедневных действий, мы совершаем уже автоматически, так как привыкли делать это изо дня в день, а именно: умываться, расчёсываться, одеваться, писать и так далее. Мы уже забыли, сколько стоило трудов выучить буквы, научиться их писать, складывать в слова; как неловко складывались когда-то пыльцы пытаясь завязать узел или научиться держать ручку. В общем, когда-то для всего этого нам необходимы были сознательные усилия. Со временем руки, глаза и мозг научились выполнять эти действия без наших сознательных усилий. Представляете, любое знание можно довести до автоматизма, было бы желание.

Вспомните первого персонажа нашей статьи. Скорее всего этот человек просто довёл до автоматизма множество действий связанных с организацией людей и каких-то полезных действий, которые нужны большому количеству людей, иначе у него просто ничего бы не покупали. Получается, что этот человек очень много в своей жизни думал, организовывал и трудился.

Препятствия на пути

На каждом уровне существуют свои точки, о которые люди спотыкаются и останавливаются в развитии. Во многом они схожи, так как имеют отношение к зоне комфорта. То есть к такому состоянию, при котором не хочется что-то менять. Попросту можно сказать, что это интеллектуальная лень.

I. На уровне бессознательной некомпетентности главные препятствия — ограниченность и жизненная рутина. Думая, что знаете уже достаточно, вы не стремитесь узнать еще больше. Проблема заключается в том, что вы можете пропустить что-то новое, как-то перспективу для себя.

Если вы позволите рутине однообразия захватить вас, вы потеряете стимул к своему росту. Самый лучший источник новых идей и знаний — это книги и документальные фильмы. Читайте, исследуйте, тем более, что в наше время доступ к литературе разного рода очень прост.

II. Препятствие, ожидающее на уровне сознательной некомпетентности — перегрузка знаниями. Человек может отлично знать теорию, но совершенно не понимал, как всё это можно применить на практике. Если полученные знания никак не повлияли на ваши действия, значит вы ничего не изучили, а просто накопили информацию. Не забывайте о практике. 1 час действий равен 10 часам интеллектуальной работы.

III. Сознательная компетентность — переходный уровень. Вы тратите массу времени и усилий, чтобы довести изучаемое до автоматического. Однако если у вас есть проблемы с постоянством, вы легко можете вернуться на уровень сознательной некомпетентности. Чтобы избежать этого составьте план практических и теоретических занятий и четко следуйте ему. Это поможет вам достичь уровня бессознательной компетентности.

IV. Проблемы, возникающие на уровне бессознательной компетентности, связанны обычно с нежелательными действиями, которые становятся автоматическими. Или вы развиваете вредные привычки в сознательной стадии компетентности, или, что еще хуже, эти привычки неконтролируемы вами. Одна из таких привычек — переедание, когда вы едите слишком много, не задумываясь при этом о последствиях.

Выход заключается в том, чтобы сделать автоматическим полезное, вместо отрицательной и плохой привычки. Отрабатывайте полезные привычки и доводите их до автоматизма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *