Клиповое мышление и массовая деградация современных детей

 Что такое клиповое мышление

В современном обществе термин «клиповое мышление» появился не так давно — в середине девяностых годов. Сначала это словосочетание означало восприятие человеком коротких ярких образов, появляющихся в СМИ: телепередачах, новостях, видеороликах, газетах и т.п. Само английское слово «clip» переводится  как отрезок чего-либо (стрижка, отрывок, фрагмент).

Клиповое мышление Это может быть короткий видеоролик, отрывок фильма или газеты. Слово «сlipping» часто обозначает подборку газетных вырезок на определённую тему. Клиповое мышление людей напоминает подобную подборку, только не связанных между собой, отрывков разнородной информации из разных источников: СМИ, коллег по работе, интернет, телефон и т.п. Получается, что клиповое мышление — это такое свойство мышления человека при котором человек способен или вынужден обрабатывать много разнородной обрывочной информации поверхностно, не вдумываясь, не делая глубоких выводов.

Клиповое мышление: минусы

Те, кто, слишком активно пользуется соцсетями еще больше усугубляют эту «клиповость» своего сознания, поскольку живое общение с людьми (смех, взгляд, сочувствие, улыбка) в таком случае сведено к минимуму. Эмоциональный интеллект не развивается, люди становятся все более чужими и непонятными друг для друга. Это наглядно показывает случай, произошедший в Великобритании в 2010 году.

В декабре того года одна женщина покончила с собой. Перед этим она в социальной сети разместила пост с отчаянным криком о помощи – своё предсмертное письмо. Никто не только не попытался ей помочь; люди, в том числе и так называемые «друзья» в этой сети, которых было больше тысячи, вообще никак не откликнулись. На следующий день эта сорока двухлетняя женщина свела счеты с жизнью так и не получив ни от кого «весточки».

Клиповое мышление — мышление интернет-зависимых.

Что же происходит с мышлением людей, которые злоупотребляют общением в соцсетях? Эти пользователи видят на экране компьютера информацию ещё более короткую и обрывочную, чем по телевидению, в газетных полосах, онлайн статьях и книгах. Эта информация и более поверхностная: смс, фото с подписями в ленте, видеоклипы, вырезки из передач и т.п. В ответ на эти сообщения люди также особо не напрягаются: картинка,  фраза,  фотография, смс и так далее. Как при таком общении возможно научиться оценивать другого человека, понимать  и сопереживать ему? Никак. Поэтому психологи всего мира бьют тревогу: «Клиповое мышление убивает в человеке человечность!» Проводимые недавно опросы подтверждают тревожную тенденцию: несмотря на постоянный рост круга общения, настоящих друзей у людей становится все меньше. Чувство одиночества и неудовлетворенности в этой связи обостряется. Как же в такой ситуации не будет повышаться риск депрессий, суицидов и нервно-психических расстройств? Зато интернет зависимость растёт и она уже стала проблемой современного общества. клиповое сознание Конечно, у клипового мышления не только одни лишь сплошные недостатки, есть и некоторые достоинства.

Клиповое мышление: плюсы относительны

Оно, например, повышает способности человека к переключению внимания с одного объекта на другой. Есть и другие плюсы, о которых скажем ниже. Поэтому от клипового мышления нужно не полностью избавляться, как считают некоторые, его необходимо правильно использовать. Проблемы такое мышление создаст своему обладателю только в том случае, если данный индивидуум не развивает другие виды мышления, свои мыслительные способности вообще и качества личности в частности.

Глубина мышления; способность к анализу, синтезу, преобразованию, планированию; воображение; эмоциональный интеллект и другие составляющие присущие мышлению человека, образно можно сравнить с пальцами рук человека. Клиповое мышление, поскольку оно не должно быть основным, можно сравнить с мизинцем левой руки. Оно тоже, в какой-то мере необходимо, поскольку повышает способности к многозадачности человека и быстрому схватыванию информации.

Насколько удобно человеку пользоваться обеими руками и всеми десятью пальцами, настолько правильно и удобно пользоваться всеми перечисленными мыслительными способностями, в том числе и способностью пользоваться краткой, быстро теряющей актуальность, информацией.  Также: насколько неудобно остаться на всю жизнь с одной левой рукой и всего одним пальцем на ней, настолько ограничивает себя человек становясь рабом предлагаемых в интернете и по телевидению короткометражек. Человек сам, таким образом, становится простейшим набором короткометражек, а его жизнь калейдоскопом разрозненных фактов и осколков информации. Интересно, что у такого потребителя информационных услуг развивается привычка к постоянной смене сообщений и жажда новых. Усиливается желание искать «цепляющие» заголовки и видеоролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее.

Клиповое сознание — опасности

Ситуация с преимущественно активным клиповым мышлением в современном обществе стала угрожающе опасной. Вы и сами, уважаемый читатель, возможно уже заметили, что кино- и видеопродукция ориентирована на то чтобы человек мысля простыми картинками и короткометражками, не очень-то задумывался над смыслом жизни, над смыслом происходящего, а просто потреблял, потреблял еще раз потреблял. Все эти часто сменяющие друг друга сцены из фильмов и передач; пресса с её небольшими текстами, в которых авторы очерчивают только контуры проблем; телевидение с отрывочными блоками новостей не дают молодому человеку стать полноценной личностью. Они всевозможными способами притягивают внимание к себе, отучая людей  убедительно говорить, думать, дружить, строить общение в беседе, созидать, развиваться, мудро ставить цели и достигать их… Вот вам и ответ на вопрос о том, как СМИ влияет на человека клиповость

ПРИЗНАКИ КЛИПОГО МЫШЛЕНИЯ

Если у человека есть ВЕСЬ набор приведенных ниже признаков, тогда можно сказать, что в его сознании преобладает клиповость и он уже не способен глубоко мыслить и анализировать. Наличие одного какого-то признака об этом еще не говорит. Поэтому мы сделали небольшой кластерный анализ, выделив одну категорию для анализа «польза-вред» клипового мышления. Соответственно  в «пользу» входят положительные признаки, которые приносят пользу человеку, а в категорию «вред», будут входить нежелательные эффекты клипового сознания.  Итак, кластерно, набор отличительных особенностей клипового (урезанного) сознания:

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ — ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

  • Поспешность в выводах. Клиповость требует, если думать, то думать быстро. Здесь не до вдумчивости, сосредоточенности или проницательности.
  • Языковой минимализм. Короткометражность присущая мышлению, отражается и в речи говорящего. Мышление картинками не позволяет учиться формулировать свои мысли. Словарный запас не пополняется, поскольку его объём напрямую зависит от количества и глубины прочитанного и осмысленного в жизни. Часто носители клипового сознания прибегают к цитированию фраз из кино и мультипликационных фильмов, афоризмов с картинок в соцсетях и тому подобное.
  • Отрыв от реальности. Отсутствие личного опыта или его минимум; такой же минимум реального общения; присутствие сознанием в воображаемом мире (кино, картинки, видеоролики и т.п.) — всё это уводит человека от реальности. Он живет в воображаемом: несуществующем, придуманном или навязанном мире. И себя поэтому, он тоже не понимает. Он не может видеть своего места в реальной действительности, не может до конца понимать причины своих поступков и желаний и предвидеть их последствия.
  • Бедность эмоций. Человек становится больше техническим существом с определенным набором способностей, чем полноценной личностью. У него теряется способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, так как для этого нужно представлять себя на месте другого человека и стараться понять его, задействуя воображение, логику, анализ и прочее… Поэтому
  • Отсутствие способности сопереживать и ставить себя на место другого, еще один признак клипового мышления. К тому же количество картин жесткости и насилия ежедневно поглощаемых людьми с экранов телевизоров и компьютеров, не позволяют человеку  успевать посочувствовать жертвам трагедий. Не успеет зритель увидеть одно, как тут же получает информацию о другом (возможно более страшном горе).
  • Снижение способности к запоминанию. Мозг утилизирует сиюмитную, устаревшую информацию. Поскольку этой информации через мозг пропускается тоннами, то тоннами она и утилизируется. Таким образом объем кратковременной (рабочей или еще оперативной) памяти, возможно и растет, объем же долговременной памяти, наоборот, значительно уменьшается. Для человеческой личности это очень страшно, так как личностью может  являться только такой индивид, который может осуществлять планирование, нести ответственность за свои поступки, накапливать и передавать опыт. А где же должен храниться этот опыт, как не в долговременной памяти? Что человек с клиповым сознанием передаст своим детям?!

Педагоги всего мира бьют тревогу

Педагоги, как и психологи всего мира забили тревогу — клиповое мышление создает проблемы в обучении, поскольку отличается своей узостью, урезанностью и ограниченностью. Современные ученики заметно отличаются от учеников десяти-пятнадцатилетней давности. Они быстро забывают то, чему их совсем недавно учили, плохо понимают чужие мысли, испытывают неимоверные трудности при написании изложения! В одном эксперименте ученикам старших классов предложили ответить на несколько элементарных вопросов из программы, которую они прошли в школе предыдущие годы. В результате выяснилось, что коэффициент усвоения знаний упал до 10% . Это по-настоящему актуальные проблемы современного общества и даже будущего, если что-то или кто-то не изменит данную ситуацию.

Клиповое мышление — положительные признаки -относительны

К величайшему сожалению, положительных признаков всего лишь два. Именно поэтому выше, мы сравнили это мышление с мизинцем левой руки. Он, конечно, нужен, но, может ли чувствовать себя полноценным человек, у которого только одна левая рука с одним мизинцем? Конечно нет. Итак, функции этого «мизинца (урезанного мышления):

  • Ускорение реакции. Действительно, человек с клиповым мышлением очень легко переключается с одного объекта на другой. Скорее всего такая способность повышает и интеллектуальную лабильность — способность переходить от осмысления к действию. Проще говоря, человек быстрее принимает решения. Но, вот продуманностью эти решения отличаются очень редко. Поэтому иметь клиповое мышление наряду с другими видами мышления полезно, так как оно помогает быстро ориентироваться во внезапно возникших сложных обстоятельствах. Если человек имеет определенную базу знаний и опыт, то правильное решение приходит мгновенно и его называют интуицией. Не имея ничего, кроме клипового сознания, человек скорее всего примет неверное решение, которое принесет ему вред.
  • Защита от информационных перегрузок. Как мы уже писали выше, мозг утилизирует ненужную информацию. Это своеобразный очиститель памяти.

Некоторые специалисты считают клиповое мышление механизмом адаптации к быстро развивающимся современным информационным технологиям. Однако, какого рода информацию впускать в свой мозг; делать ли социальные сети, новостные блоки и другие короткометражки основным источником информации, — решает человек сам. Подумайте, стоит ли делать свой мозг мусорной корзиной. Не лучше ли, если он станет копилкой драгоценных знаний и носителем информации о личности с большой буквы!

Эпоха клипового мышления

Французский социопсихолог Абраам Моль пришел к выводу, что под влиянием СМИ изменилась социокультурная ситуация (в настоящее время уже можно сказать, что не только на Западе, но и во всем мире). Случайная, хаотично воспринимаемая большинством субъектов разнородная информация не организуется сознанием в упорядоченные структуры, а по словам Моля состоит «из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей». Культура современного молодого человека (если это можно назвать культурой) образуется на основе случая и поэтому его личность определяют сведения случайно попавшие из разных источников. Представляете? Это мышление современной молодёжи! клиповое мышление Да, эта информация как-то скреплена в мозгу между собой, но связи эти слишком зыбкие и непрочные.

Особенности клипового мышления

Представьте себе, что вместо красивого двухэтажного дома, за строительство которого вы заплатили кучу денег, вам предоставили большой макет из картона. Издали, на вид не отличишь, но это не полноценный дом, в котором можно укрыться от ветра, дождя, мороза, неприятных посетителей; где можно кушать, спать, общаться с друзьями или воспитывать детей… Эта просто большая картонная коробка разрисованная как дом. Можно ли в ней жить? Понятно, что нет. Так и мышление человека состоящее из набросанной в мозг бессвязной информации не может представлять полноценную личность. Ведь правильно  понимать и воспринимать мир оно не может. Попавший под влияние СМИ и интернета человек становится похожим на макет. Подобно макету такой человек имеет большинство признаков присущих личности человека и имеет внешность человека, но наполнение сознания другое.  Его восприятие происходящего и вас как собеседника и личности происходит искаженно. Вы для него просто обрывочный ролик (приятный или неприятный) в сегодняшней ленте его событий (пусть вы даже близкий родственник или спутник жизни). Ни о вас лично, ни о ваших вкусах, интересах, качествах, предпочтениях такой человек ни за что не будет узнавать. Ведь это слишком нудно и долго…

Даже посты в соцсетях размером более четырех абзацев кажутся большинству современных молодых людей непреодолимыми и потому нудными объёмами информации. По этой причине производители информационной продукции приходят к выводу, что  для упрощения восприятия необходимо сокращать объемы текстов. Но, ведь такое сокращение смысловой нагрузки способствует дальнейшей урезке в обработке и восприятии информации. Таким образом порочный круг способствующий  минимализму в мышлении (массовому отупению и деградации) разорвать представляется все более невозможным. управление сознанием Люди теряют способность мыслить глубоко, понимать чувства (свои и чужие), анализировать информацию, находить взаимосвязи в фактах, выделять важное, делать выводы и прочее. Всем этим сегодня успешно пользуются популярные блоггеры, такие, например, как Саша Спилберг. Интеллектуальная лень довела молодежь до того, что они готовы впустую тратить уйму времени на просмотр эпизодов чей-то жизни. Сами блоггеры, конечно умные и трудолюбивые люди, которые поняли, что молодежь в большинстве своём ленива и готова не создавать и изучать, чтобы строить свою жизнь, а просто прожить чужую жизнь, глядя в экран…

Что делать, чтобы клиповое мышление не стало основой личности?

  • Старайтесь анализировать увиденное;
  • Как можно больше общайтесь с содержательными людьми;
  • Читайте книги, помогающие увидеть смысл в жизни, книги о людях и их взаимоотношениях;
  • Тренируйте память;
  • Развивайте воображение.
  • Попробуйте объяснять письменно смысл тех афоризмов, которые так часто можно увидеть в соцсетях. Это поможет вам научиться формулировать свои мысли.
  • Смотрите полезное и интересное кино — комедии,  драмынаучно-познавательные фильмы с глубоким смыслом.

Пример последствия зависимости от соцсетей и клиповое мышление современных детей и подростков

PS. О том к чему может привести клиповое сознание, которое развивается благодаря активному использованию соцсетей, уже неоднократно писалось в СМИ. И вот недавно произошедшая трагедия еще раз подтвердила этот печальный вывод. 14 ноября 2016 года в поселке Струги Красные Псковской области произошёл случай, наглядно свидетельствующий о взаимосвязи между нравственной деградацией и слишком активным использованием социальных сетей. Как вы помните, двое 15-летних подростков открыли огонь по полицейским из двухэтажного дома. По словам сотрудников Следственного комитета, Росгвардия штурмуя дом, в котором прятались подростки, нашла тела школьников с огнестрельными ранениями.

Последние часы молодые люди, обиженные на своих родителей, вели трансляцию в Periskop, рассказывая как всё произошло: где они взяли деньги и оружие, сколько боевых запасов у них осталось, почему они приехали именно сюда и начали стрелять и так далее…
Судя по видео, молодым людям было очень приятно внимание общественности и их нарастающая популярность. Они даже просили, чтобы их трансляцию смотрело как можно больше людей. Молодец человек и девушка радовались, когда узнали, что про них уже сообщили в «Вестях»! По просьбе зрителей Денис выстрелил в телевизор, но поскольку тот загорелся, Денис выкинул его из окна, а потом снова выстрелил в него из ружья. Также в интернете они рассказывали как ранили маму одного из них, убили двух собак, стреляли в полицейскую машину и делали прочие, необъяснимые с точки зрения здравого смысла, вещи… Таким образом, разве интернет-зависимость и клиповое мышление не усугубили проблему социальной дезадаптации и отсутствие сочувствия взаимопомощи и  в современном мире?
Родителям стоит задуматься о том, сколько времени они уделяют своим детям и чему учат. Прежде чем что-то требовать от взрослеющих детей, необходимо спросить себя: научил ли я своего ребенка нравственным принципам и моральным нормам? Дал ли я ему необходимые внимание, заботу и поддержку? Научил ли я своего ребенка делать правильный выбор? Кто воспитывает моего ребенка — я сам или интернет?
Перейти на главную

Автор статьи: психолог

Лебедева Марина Николаевна

Комментарии 11

  • Основная мысль статьи — важность наличия всех видов мышления. В ней поэтому приведён пример про пять пальцев руки. Без любого одного, действия рук будут менее ловкими, чем со всеми пятью. В статье говорится об особенностях понятийного и клипого видов мышления. Чем хорошо каждое и какие перекосы будут, если одно хорошо развито, а другое слабо.
    Очень важно понимать, что должен быть баланс и не стоит думать, что один из этих видов мышления лучше или хуже чем другой. Для полноценности важны оба

  • Смотрела совсем недавно отечественный документальный фильм «Клиповое мышление», в котором гораздо больше внимания, чем в этой статье, уделялось положительным эффектам такого склада ума А точнее — говорилось о приспособленности «клиповиков» к современным требованиям для работы и карьеры. По мнению авторов фильма, люди с преобладанием клипового мышления гораздо чаще преуспевают, чем люди с преобладанием понятийного (только самые крутые — которые становятся лидерами корпораций и т.п. — это люди с равновесием того и другого, но ведь большинство на такие высоты и не претендует). Более того, я осознаю, что у меня отчётливое преобладание понятийного мышления со всеми его недостатками — невозможность срочно неожиданно что-то решить, вообще некоторая трусость в действиях — ну как начинать, я не знаю всего заранее, не обладаю полноценным пониманием смысла всего действия и т.д., а ещё катастрофическая неспособность делать несколько дел одновременно и привычка «сидеть рассуждать» без особой практической пользы… Таким людям в самом деле хорошую карьеру удастся сделать разве что в науке (об этом в фильме тоже говорится).

  • Все правильно. И тема, и содержание — вовсе не бред. Стремительное развитие такого мышления скорее всего можно объяснить многими факторами…Деформация (в худшую сторону) системы образования. Дети стали не «говорящими» с введением ЕГЕ. А как бабули как говорили…. — «Ум ребенка — на кончике его языка». Размышлять и погружаться в глубины своего сознания, души и сердца детей никто не учит. От задачи натаскивания на ЕГЕ кажется сильно поглупели и сами педагоги. Это они делают с большим энтузиазмом! Потому что — подготовить и провести с детьми занятие в интерактивном режиме групповой дискуссии на актуальную тему — да и не хватит интеллектуальных ресурсов и самого педагога чтобы обучать в таком режиме. Безнадзорное погружение в интернет паутину дома — однозначно! Это пока только ярко очевидное. И таких причин — много…Вот и ходим как зашоренная лошадь по кругу ….все больше погружаясь глубокую трясину бездуховности и безысходности…

  • Здравствуйте, Владимир. Очень понравился ваш честный комментарий. Далеко не все люди готовы принять критичную оценку своего мышления.
    В конце статьи есть советы, как быть, если клиповое мышление становится основным и влияет на сознание и восприятие мира. Чтение глубоких художественных произведений, интересных научных публикаций и книг, влияющих на духовное развитие человека отлично помогают сделать мышление глубоким,реалистичным развить аналитику. Первой, я бы посоветовала, прочитать библию.
    С уважением, Лебедева Марина

  • Спасибо за статью, оказываетсяу меня и есть клиповое мышление, судя по всем признакам, у меня все таки есть! Я раньше думал, что я особенный и могу так мыслить , жить фантазией и создавать картины или фильмы в уме легко, просто закрывая глаза, также не могу быть всегда на одно месте, хочется новое, разнообразие, все попробовать в жизни, конечно кроме плохого, смотря кто как сделает выбор! Отец всегда говорил, что я не правильно живу и нужно жить реальностью, а не как ребенок, но мне не понять их, я считаю, что они чересчур серьезные и строгие безчуственые, т.к. я привык с рождения так жить в своем мире, поверьте таких много, я знаю, они добрые и доверчивы очень, как говорят наивные, также ты можешь быть легко двуличным, и ты можешь разговаривать со вторым Я, также могу быть тем кем захочу в плане чуств, пофигистом, песимистом, оптимистом, и т.д., могу ничего не чувствовать при,, а могу так задеться что весь мир готов снести и заново построить, это сложная система разума, пытался исправить, но самому не удается, т.к. это нравиться не много, то что память стерат не нужное, это правда, порой потом оно надо и ты не помнишь, хотя молодой, и то что делаешь поспешные выводы, это тоже правда, порой приводят к проблемам, которые можно решить, так что для обычных людей это глупое решение и вообще то не решение !) Было бы не плохо, создать центр для таких людей, чтоб учиться избегать такого мышления с помощью других!)

  • Здравствуйте, уважаемый Скептик. Чтобы ваше сомнение не выглядело голословным обвинением, предлагаем вам уточнить, в какой части упомянутая вами статья кажется вам бредом. Возможно это какая-то фраза или утверждение? Вся статья бредом быть не может, так как там упорядоченно и последовательно изложены научно обоснованные факты. Оторванных от реальности идей в статье тоже нет.
    Хотя замечено, что зачастую читатели акцентируют внимание на какой-то одной детали, на ней сосредоточиваются и в дальнейшем у них создается впечатление, что упор был сделан на одну эту мысль.
    Возможно, если вы еще раз внимательнее прочтете статью, то измените своё первоначальное мнение.
    С уважением, авторы сайта ОПТИМУС ЖИЗНЬ

  • Мне одному кажется, что изложенное в этой сомнительной статье — полный бред?

  • Спасибо, предложу прочитать сыну, чтобы информация о клиповом мышлении не воспринималась как субъективное мнение родителей.

  • Спасибо, что вы с нами. Ценим ваше доверие

  • Многие в соцсетях, а это уже клиповое мышление, а также на 25 секунде нас зомбируют…
    Спасибо за интересную тему.

  • Понравился совет, что делать, чтобы клиповое мышление не стало основой личности. Ещё понравилось краткое содержание фильмов, которые советуется посмотреть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *